Инвестиционная компания АО "БТА Секьюритис" - Без альтернатив. Эксперт 11 октября 2013 г.



Без альтернатив. Эксперт 11 октября 2013 г. 

Бауыржан Тулепов, начальник отдела отраслевой аналитики «БТА Секьюритис», полагает, что глава казахстанского центрального банка имеет мало пространства для маневра.

 

Бауыржан Тулепов

— Смена руководителя центрального банка Казахстана, на наш взгляд, не должна принести каких-либо кардинальных изменений в денежно-кредитной политике страны. Такая точка зрения основывается на ограниченных возможностях Национального банка в достижении главной своей цели: в борьбе с ростом потребительских цен, поскольку во многом источником этой проблемы является не сам Нацбанк, а текущая государственная политика Казахстана, предусматривающая наращивание государственных расходов и повышение роли государства в экономике страны. Национальному банку, по сути, остается лишь идти по безальтернативному пути, выбирая те или иные методы денежно-кредитной политики для решения конкретных текущих задач.

Если посмотреть на проблему сдерживания роста инфляции в Казахстане более пристально, то можно отметить несогласованность действий правительства и центрального банка страны в этом столь важном вопросе. Один орган принимает решения, раздувающие инфляцию, второму остается предпринимать, мягко говоря, не совсем эффективные методы для борьбы с этим в долгосрочном периоде. Инициативы правительства Казахстана по усилению диверсификации экономики страны, подпитываемые высокими поступлениями в бюджет средств от продажи нефти и нарушающие базовые монетарные принципы управления экономикой, приводят к формированию в стране лишь дополнительного инфляционного давления. На практике высокая (по определению — ползучая) инфляция трансформируется в удорожание жизни населения и при этом оказывает губительное воздействие на конкурентоспособность казахстанских предприятий, особенно занятых в производственном секторе и конкурирующих с импортной продукцией. Кроме того, чрезмерное вмешательство госкомпаний негативно влияет на формирование процентных ставок внутри Казахстана, сбивая их эффективный уровень в сторону понижения, что является причиной для снижения уровня накоплений в стране и плохого качества кредитных портфелей банков. В таких условиях Национальный банк располагает действительно очень скудным набором стабилизирующих инструментов, особенно в период «нулевого» банковского кредитования, когда нельзя использовать инструменты, регулирующие банковский кредитный мультипликатор. Так, например, номинальная ревальвация курса тенге, которую использовал Национальный банк с 2003 по 2008 год для сдерживания инфляции, на этом фоне способна оказать вдвойне губительный эффект на экономику. Но парадокс при этом заключается в том, что центральный банк Казахстана не может также и девальвировать курс национальной валюты — фундаментально оправданное решение для нивелирования негативного эффекта от высокой инфляции, во избежание еще больших негативных последствий. К последним можно отнести провоцирование дальнейшего роста потребительских цен, увеличение долларизации экономики Казахстана и, наконец, чисто внутреннюю проблему страны: ухудшение инкассации большого объема займов, выданных банками в иностранной валюте (на 1 сентября их величина составила почти 30% от общего кредитного портфеля банков Казахстана). Таким образом, перед Нацбанком стоит вопрос стабильно высокой инфляции в стране, вызванной действиями правительства. Все это отчасти (а может быть — во многом) объясняет, почему в последние несколько лет Национальный банк придерживался так называемой «стабильной» политики, в частности — не допуская на валютном рынке ни сильных укреплений, ни сильных ослаблений курса национальной валюты. Это показывает на некую безальтернативность курса НБРК в долгосрочной перспективе.

От нового руководителя центрального банка требуется, в первую очередь, донести до правительства мысль о том, что высокая инфляция в стране оказывает перманентное губительное влияние на все государственные программы, предпринимаемые Казахстаном, и может быть остановлена только за счет более сбалансированного бюджета, существенно ограничивающего роль государственных компаний и финансов в экономике. В противном случае от нового руководителя центрального банка требуется сохранение тонкого паритета в использовании инструментов денежно-кредитной политики — такого, чтобы не нанести экономике еще больший ущерб, образуемый от политики Казахстана по наращиванию государственных расходов. Прежний руководитель Национального банка Григорий Марченко умел находить такой паритет за счет стабильности и транспарентности своих решений.

 

КУРСЫ ВАЛЮТ
Курс доллара319.42-0.31%
Курс евро400.04+0.01%
Курс рубля5.660.00%
EUR/USD1.12+0.02%
USD/CHF0.97+0.23%
GBP/USD1.28-0.01%
ТОВАРЫ
Нефть Brent64.33-0.05%
Золото1 352.10-0.03%
Серебро16.84+0.06%
Платина999.00+2.78%
Алюминий2 165.00+1.12%
Медь7 134.00+1.74%
ИНДЕКСЫ
Индекс KASE2 326.74+0.39%
Индекс Dow Jones25 219.38+0.08%
Индекс S&P 5002 732.22+0.04%
Индекс Nikkei 22521 720.25+1.19%
Индекс FTSE 1007 294.70+0.83%
Индекс РТС1 263.27+0.08%